Существует огромное количество всевозможных методик обучения детей чтению. Будучи в ожидании первого малыша и, соответственно, обладая достаточным количеством времени и любопытства, я изучала не только те аспекты, которые касались ее лялечного возраста, но и вообще все подряд, что попадалось под руку. О начальном развитии, об адаптации к детскому саду, о различных модных (вроде системы Монтессори) и классических моделях развития и о методиках обучения чтению и письму в том числе.
Должна признаться, что количество подобных теорий и практик меня впечатлило. Авторами выступали как люди с соответствующим образованием, так и без него. Причем, часто одна теория несколько противоречила другой. В общем, молодой и еще совсем неуверенной мамочке без классического педагогического образования было среди чего растеряться. Но тут мне в голову пришло воспоминание из детства, дополненное позже мамиными пояснениями. Читать я научилась в три с половиной года. Вернее, научила меня чтению мама. Я сама это очень отчетливо помню. Помню как мой старший брат, которому было велено за мной приглядывать, писал мне список из 10-15 слов и давал на «проработку». Я их самостоятельно читала и шла на «экзамен» к брату. Как сейчас помню коварное слово «картошка», которое я никак не могла прочитать, тем самым давая брату возможность заниматься своими делами )) Как же мне было обидно, ведь не шло слово вовсе не из-за недостатка моих знаний, а из-за далеко не самого разборчивого почерка брата!
Так вот, я решила забыть обо всех премудростях, почерпнутых мною на просторах интернета, и постараться повторить успешный опыт моей мамы.
Учиться читать мы с дочкой начали рано, когда ей едва исполнился годик. Никаких особенных приспособлений я не использовала, ни в какие развивающие кружки ее не водила. Я просто напросто нарисовала карточки с буквами. Крупные, четкие буквы, которые можно как срисовать с любого учебника, так и распечатать. Начинали мы с малого: я приклеила буковку А на шифоньер, мимо которого мы с дочкой сотню раз на день проходили. Моя мама клеила такие буквы мне на кроватку. Место не имеет значения, главное — оно должно быть на виду у ребенка.
Очень важно не заставлять ребенка учиться, а просто создать для него пространство, наполненное интересным, увлекательным и, конечно, образовательным содержимым. Такое пространство, которое ненавязчиво продемонстрирует малышу все прелести этого самого обучения, подскажет, подтолкнет и станет стимулом для дальнейших успехов.
Вернемся же к нашей конкретной ситуации. Так вот, в следующий наш проход мимо шифоньера, я обратила внимание моей малышки на то, что там что-то появилось. Картинно поразившись, я предложила ей посмотреть, что же это такое. Конечно, дочка тут же включилась в игру и отправилась исследовать новшество, тыкая в него пальчиком. Вот тут я и рассказала ей, что это — буква А. Познакомившись с буквой А, мы отправились дальше по своим делам. Но каждый раз, проходя мимо шифоньера, я ненавязчиво обращала внимание дочки на букву А. Потом она сама начала тыкать в нее пальчиком, забавно приговаривая — А! Потом и на вопрос «Где буква А?» я тут же получала ответ: дочка моментально показывала мне свою букву-подружку. Через пару-тройку недель мы несколько усложнили задачу и придумали следующую игру: на улице, в магазине, в поликлинике, вообще где угодно мы с дочкой искали нашу букву А на различных плакатах, в рекламных буклетах и т.п. Везде, где буква А была написана четко и крупно, так, чтобы даже маленький ребенок смог ее разглядеть.
Когда буква А перестала быть новостью, к ней прибавилась следующая — буква Б. И все повторилось, ровно также как с буквой А. Чем больше букв мы изучали, тем быстрей шел процесс и тем чаще на шифоньере появлялась новая буковка. В итоге, в 1 год и 8 месяцев моя малышка знала весь алфавит. Она еще не могла сказать, например, «твердый знак», но показывала все 33 буквы безошибочно.
Ох, сколько же мини-экзаменов мы с дочкой выдержали от тетушек, когда стояли в очередях. Как скоротать время в длинной очереди? Я вытаскивала из сумки очередную листовку (или брала ее здесь же, например, в банке) и просила дочку найти ту или иную буковку. Каждое ее удачное попадание я, разумеется, нахваливала, чем и привлекала внимание любопытных тетушек. Сначала они удивленно поглядывали, потом откровенно поражались и говорили, что эта девочка – индиго, не иначе. А я только улыбалась и думала, что дочь моя, безусловно, очень способная, но такого результата может добиться абсолютно каждый малыш, ему лишь следует аккуратно помочь.
Уже после того, как дочка овладела такой премудростью, как русский алфавит, мы купили «Говорящего Букваренка». Всем советую, особенно тем мамочкам, у которых нет много свободного времени, чтобы постоянно учить ребенка буквам самостоятельно. Букваренок станет вам отличным помощником. Это бесподобно полезная штука! Дочь обожала говорящие буквы, если что-то забывала, сама бежала и тыкала пальчиком в нужную буковку, тут же ее вспоминая. Плюс к самому алфавиту, Букваренок поет песенку, рассказывает три загадки и даже может устроить небольшой экзамен, проверяя познания малыша и нахваливая все его успехи приятным голоском.
Овладев буквами, мы не спешили переходить к слогам. Именно из-за Букваренка. Дочка играла и училась, училась и играла. Одним словом, наслаждалась алфавитом уже не только с мамой, родственниками, да тетушками из очередей, но и с еще одним умным другом )
К слогам мы подступились все в той же форме – играючи. Случилось это в 2 года и 3 месяца. Опять же, я нарисовала буквы. Гласные – красным, согласные – синим. Объяснила дочери, что такое слоги, зачем они нужны и как их составлять. Просто так, своими словами, наглядно демонстрируя все мною сказанное при помощи нарисованных заранее букв. Она очень быстро поняла разницу между согласными и гласными буквами, с удовольствием складывала их в пары, но …. сказать слог сама почему-то не могла. Признаться, я немного растерялась. Все, чему я ее учила, она схватывала на лету, будь то счет или же иностранный язык. К тому времени мы переехали в Прагу, и дочь потихоньку начинала говорить на чешском языке. Все всегда у нас получалось быстро, просто и идеально. В два с небольшим года дочка знала наизусть «Мойдодыра» и «Краденое Солнце», декламируя их даже в магазинах и вводя в ступор окружающих. Они, наверное, думали, что я — тиран и заставляю ребенка учить наизусть книжки ))) Я, конечно, не заставляла. Представляете, сколько сотен раз я их для нее прочитала! Тоже наизусть знала и знаю до сих пор. А здесь… не шли слоги и все тут. Я, конечно, понимала, что она еще совсем крошка и не приставала к ней с чтением, но дочка просила сама, аргументируя тем, что хочет читать книжки самостоятельно.
Какой же выход мы нашли? Самый просто и очевидный (мне, к сожалению, он не сразу показался очевидным, я не педагог, наверное, в этом причина) – мы начали складывать слоги вместе. Не по очереди, а вместе. Вслух. Пару недель таких «тренировок» и слоги пошли один за другим. О, как радовался мой ребенок ))
Опять же, мы не торопились. Года в три перешли к чтению. На этом этапе нам отлично помог Букварь. Классический, зеленый – Н. А. Жукова:
Первые странички мы пропустили, потому что они были совсем простые и интереса у ребенка не вызвали. А дальше началось волшебство – чтение. Книга эта прекрасная, в ней содержатся не только примеры для чтения, но и пояснения для родителей. Краткие и четкие. Опять же, всем советую, нам очень понравился и пригодился Букварь.
Сначала дочь читала медленно, вдумчиво тыкая пальчиком в каждую букву, медленно составляя слоги и только потом слова. Но довольно быстро освоилась и дело пошло на лад. Ей очень нравилось читать. Главная же задача родителей – набраться терпения. Пусть получится не сразу, пусть в порыве плохого настроения маленький проказник будет специально что-то неправильно делать, пусть придется объяснять тысячу раз. Главное – не сердиться и хвалить, хвалить, хвалить и еще раз хвалить каждую правильно прочитанную строчку. Тогда ребенок поверит в свои силы и все у него получится.
Моей дочке скоро пять лет. Она может довольно бегло прочитать стихотворение братику. Не из Букваря, а из обычной детской книжки, где уже нет разделения слов на слоги и крупного шрифта. Более того, около полугода назад она начала довольно правильно и как-то «вдруг» читать чешские слова. Я была поражена! Ведь мы не учились специально. Да и алфавит чешский выучился практически сам. Мы лишь время от времени сравнивали чешские буквы с русскими. Только благодаря этому дочь освоила еще и иностранный алфавит. А чтение – это ведь как плавание, если умеешь, уже не забудешь. Если ребенок усвоил сам принцип чтения, складывания слов в слоги, то и иностранный язык не покажется ему чем-то космически сложным.
Что ж, спасибо маме, я лишь вспомнила ее старания в отношении меня, перенесла их в нашу с дочкой реальность и… в пять лет моя малышка читает на двух языках 🙂
Всем терпения и успехов! Дети – они все индиго. Главное, нам — взрослым не подкачать )
Добавить комментарий