Система Монтессори – модно или полезно?

montessori

Пожалуй, многие современные мамочки слышали о системе Монтессори, так как это гордо звучащее словосочетание стало очень популярным среди детских развивающих центров, групп кратковременного пребывания и даже простых игровых комнат. Но все ли родители точно знают, что скрывается под загадочным иностранным названием, полезно ли это для ребенка или методика эта, все же, очередное веяние моды? Судить, конечно, родителям, а суть педагогики Монтессори в следующем.

Создатель популярной нынче системы – Мария Монтессори, итальянский педагог и психолог. Прежде чем отдать ребенка в группу, следующую принципам этой методики, желательно лично с этими самыми принципами ознакомиться. Не всем родителям суть системы Монтессори может оказаться близка, ведь она имеет целый ряд кардинальных отличий от всем нам привычных методик детских развивающих групп и центров.

Возраст

Прежде всего, возраст. Группы Монтессори состоят из разновозрастных деток. Обычно возраст колеблется от 3 до 6 лет. Объясняется такой разброс просто – в подобной группе ребенок будет чувствовать себя как на обычной детской площадке, расположенной возле его дома и посещаемой детьми самых разных возрастов. Проводя время в разновозрастной группе, дети получают разнообразный опыт коммуникации, т.е. малыш может быть ведомым-младшим, а может быть ведущим-старшим другом. Это позволяет характеру ребенка проявляться максимально ярко, учитывая его индивидуальность, темперамент и таланты.

Место преподавателя

Еще одна особенность системы Монтессори – это совершенно особое место преподавателя в детском коллективе. Преподаватель не будет навязывать детям жесткой одинаковой для всех программы, составленной им ранее, согласно его знаниям, опыту и, зачастую, предпочтениям. В группе Монтессори ребенок может сам решать что ему делать – играть с игрушками, общаться с детьми (ровесниками или же отличными от него по возрасту детьми), использовать подготовленные материалы или же просто понаблюдать за всеми со стороны.

Задача преподавателя – организовать безопасную, максимально полно удовлетворяющую потребности всех детей группы окружающую среду.

Самостоятельность

Ключевым принципом педагогики Монтессори является принцип невмешательства взрослых людей. Педагог не должен предлагать свою помощь по своей же инициативе. Ребенок имеет возможность самостоятельно справляться с возникшей сложностью или ситуацией, тем самым развивая логику, настойчивость, самостоятельность, формируя все более четкую систему взаимосвязей всех окружающих явлений. Дополнительным «бонусом» станет радость от самостоятельного решения задачи.

Конечно, преподаватель все время присматривает за детьми, объясняет новеньким принципы общения и взаимодействия в группе. К тому же, педагог не только формирует окружающую среду и следит за детьми, он также обращает внимание на то, как дети себя ведут, как они развиваются, помогает всем, кто попросит о помощи и учит детей мирному урегулированию любых конфликтных ситуаций.

Через определенные промежутки времени преподаватель собирает всех деток вместе, они усаживаются в общий круг и обсуждают все интересующие их вопросы познания или же события друг друга.

Свобода — это не всегда анархия

На первый взгляд может показаться, что стиль работы в группах Монтессори слишком свободный. Но это только на первый взгляд. В группе не может быть хаоса, вытекающего из вседозволенности. Кроме ключевого принципа предоставления детям возможности выражать как можно более ярко свою индивидуальность, педагогика Монтессори призвана учить малышей взаимодействовать в коллективе, воспитывать уважение друг к другу. Этому способствуют такие правила группы как уважение личного пространства (нельзя беспокоить деток, играющих на особых ковриках «уединения») и желаний соседа (материалы можно брать лишь в том случае, если они свободны).

Ознакомившись с педагогической системой Монтессори более детально, можно найти множество весьма логичных и однозначно полезных для развития ребенка идей и принципов. Вернуться к привычным стандартам развивающих групп можно в любой момент, так почему же не попробовать и другой подход к полезному времяпрепровождению малыша как более свободной в своем выборе маленькой личности?

Развитие

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля отмечены *