С первым кризисом! или сложности первого года

1375850686

У всех на слуху весьма популярное нынче словосочетание «кризис 1 года», но все ли знают, что именно сулит родителям эта довольно туманная формулировка, кроме чего-то явно неприятного, что вытекает по смыслу из самого названия?

Прежде всего, кризис  1 года случится с малышом не обязательно строго в 1 год. Все, как всегда, очень индивидуально. Как правило, к годовалому возрасту все детки умеют самостоятельно вставать, ползать, а кто-то может даже весьма уверенно ходить. Вследствие активного развития этих «талантов» у малышей появляются свои личные желания и потребности, удовлетворять которые надо непременно самостоятельно и, разумеется, немедленно. Дите больше не нуждается во взрослых-посредниках для привлечения его внимания к окружающим предметам. Совершенно не нужно греметь погремушкой или восторженно говорить о красоте цветочка, детка все найдет сама, проверит на прочность, потянет, потрясет, сорвет и отправит в рот. Все это очень важно для гармоничного развития малыша, его сенсорики и моторики.

Не заставляйте ребенка, образно говоря, держаться за мамину юбку и мужественно игнорировать все блестящее, манящее, новое, вероятно опасное и от того еще более интересное и желанное! Этим вы можете ненароком затормозить развитие малыша. И вот тут появляется всеобъемлющая потребность и чуть ли не главная радость годовалого ребенка – отойти от мамы и идти куда глаза глядят, а, обычно, сие направление не сулит ничего хорошего ни главному герою, ни маме.

Другая составляющая первого кризиса – покорение всех вершин. Просто обязательно надо залезть на самый шаткий стул или на высокий диван! Причем, чем усердней будут ваши усилия по оттаскиванию малыша от опасных предметов, тем желанней для него станет цель. В этом случае, куда лучше научить ребенка безопасному поведению. К примеру, можно показать малышу, что слазить с дивана лучше пятясь, следите за действиями ребенка, и каждый раз поворачивайте его в «правильном» направлении.

Не забывайте, что хватание, ощупывание и даже облизывание предметов – это неотъемлемый процесс развития. Тем самым малыш активирует всевозможные рецепторы, развивает скорость своих реакций, получает информацию о размере, форме и составе окружающих предметов. Очень важны и тактильные ощущения. Именно поэтому любой найденный предмет будет сию секунду подвергнут проверке на прочность, тряске или более детальному изучению в виде облизывания. Не забирайте у малыша его находки, ведь он целый год тренировался на погремушках, надо же, наконец, применить накопленные умения на практике! Лучше обеспечьте ему безопасные звонилки и гремелки – отдайте на растерзание старый телефон или тщательно промытую связку ключей.

Еще один знакомый практически всем родителям «тихий ужас» — выливание и высыпание. Эти процессы необходимы ребенку для формирования четкого представления о свойствах предметов. Представьте себе, какой восторг вызовет у юного исследователя открытие вроде такого – если что-то где-то лежало, то совершенно не факт, что так и будет всегда, это что-то запросто может покинуть место своего привычного пребывания! Опять же, уберите из зоны досягаемости ребенка все опасное и нужное вам, организуйте для него поле деятельности – наполните жестяную банку крупными пуговицами – чем ни крупа? Этим можно убить двух зайцев – сохранить остатки маминых нервов и обезопасить жизнь любопытной крохи.

Это сложное для всех членов семьи время следует просто пережить. Приучите малыша к адекватной реакции на запреты. Конечно, нельзя игнорировать желания ребенка, но и потакать явным капризам также не стоит. Иначе родительский авторитет рискует быть потерянным и вернуть его будет очень непросто. Будьте терпеливей и хитрей. Если вы строго отчитаете малыша, то результат вряд ли будет положительным. Ласковое, но настойчивое отвлечение или даже физическое удаление ребенка от опасной зоны или предмета будет гораздо более эффективным. Помните, что слишком много «нельзя» также не приведут к желаемому результату. Каждому «нельзя» должно соответствовать «можно». Покажите ребенку безопасную альтернативу!

В любой ситуации старайтесь вести себя спокойно и уверенно, чтобы у ребенка даже не возникло ощущения о возможности вариантов поведения, игнорирующих родительский запрет. Конечно, это сложно. Но и ребенку не легче – столько нового, неизведанно-неисследованного, столько желаний, появившихся возможностей и…. столько запретов!, так мешающих процессу познания мира!

Сложности воспитания

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля отмечены *