Распорядок дня ребенка: стоит ли нагружать его кружками и секциями?

nagrujat-ili-net

В настоящее время разнообразие кружков, секций, групп кратковременного пребывания, развивающих центров и прочих детских учреждений приводит не только в удивление, но даже в определенную растерянность. Что выбрать? Какому кружку отдать предпочтение? И, один из главных вопросов, сколько кружков лучше всего посещать ребенку? Конечно, это дело сугубо индивидуальное и полностью зависит от характера малыша, степени его коммуникабельности, развитости, здоровья, возраста и, что довольно часто – предпочтений его родителей.

Недавно я видела мамочку четырехлетнего мальчика, у которой было внушительных размеров расписание для всех занятий ребенка. Малыш изучал три иностранных языка, посещал кружок танцев и плавания. Заметив удивленные взгляды окружающих, мамочка добавила, что они и дома постоянно занимаются. Ставят будильник и занимаются, пока он не зазвонит. Если мальчик не спит, то все это время они посвящают занятиям. Не знаю уж каким.

Слушая все это, у меня невольно возникла мысль «А у меня нет никакого расписания вообще…» и «Моя трехлетняя дочь посещает только один кружок – иностранного языка той страны, в которой она теперь живет». Я – никудышняя мама?! Но потом мне подумалось, что моя девочка в свои неполные три года прекрасно говорит на своем родном языке. Причем, ее речь очень богата не только простыми словами, которые мы используем в повседневной жизни, но и разнообразными, так сказать, словечками, фразами и выражениями. Каждое ее суждение или утверждение обязательно  имеет аргументы. Она считает до 100, знает все буквы, которые уже очень бойко складывает в слоги, а слоги в слова. Активно учит  иностранный язык (причем, не в секции для этого предназначенной, а примерно так «Мама, а как по-чешски это и вот это?»)  и использует свои пусть пока невеликие знания на практике – в магазинах, на игровой площадке. Всего этого мы добились без четких расписаний, без акцентов на разлинованность дня на уроки. Все познавалось и запоминалось в виде игры, часто начинавшейся с фразы «А смотри как можно» и имевшей систематическое продолжение после «Ух ты! Давай еще!» от ребенка.  Конечно, окружающая среда у нас полностью располагает к знаниям – интерактивные алфавиты, пазлы, настольные логические игры, обучалки в планшете, поющие и считающие игрушки.  Но, если бы у меня было расписание, а у дочери еще три-четыре дополнительных секции, то мы могли бы добиться гораздо большего?

Тогда у меня есть другой вопрос – А нужно ли это ребенку в таком нежном возрасте? Или же все эти строгие распорядки только лишают малыша счастливого и беззаботного детства, когда можно совершенно «вдруг» решить, да и отправиться в отдаленный, но жутко интересный и уютный парк. Или построить домик из диванных подушек и засесть в нем с книжкой. Пойдет в садик – уже система, уже социальные роли. А школа? – рамки будут еще более определенными.

Думать логически, мыслить, созерцать, ценить, усваивать все новое можно и без сложных расписаний, уроков, будильников и таймеров. Ведь детство так скоротечно! Когда еще можно будет дурачиться, просто так радоваться каждому новому дню, смеяться над какой-нибудь невозможно смешной мелочью, как не в детстве?! Так может ну их, все эти расчерченные в офисную тетрадку дни, а лучше это абсолютное счастье – просто быть ребенком, которому не надо думать, что до переменки ему еще 15 минут надо просидеть за партой.

Развитие

13 комментариев к статье Распорядок дня ребенка: стоит ли нагружать его кружками и секциями?

  1. Анастасия

    31 марта 2015 в 18:31

    Дочке — 1, 3. Пока была беременна думала, что загружу ребенка по возможности по полной кружками, секциями. Но когда родилась дочка, поняла, что дать ей определенный уровень развития в состоянии и сама. Тем более, в таком возрасте, ей по сути-то нужна только любовь матери, а не теоремы Пифагора. Определенный распорядок дня составлять ребенку не стала, все игры в этом возрасте — развивающие. А числа, цвета, формы и язык выучить сможем и без посторонней помощи. Единственное, куда планирую отдать ребенка с раннего детства — в спортивную секцию. При этом, я не собираюсь делать из нее великую гимнастку или фигуристку, просто считаю, что спорт с раннего детства воспитывает характер и силу воли. Не думаю, что бесчисленное количество секций благотворно скажется на ребенке, а вырастить гармоничную личность под силу каждой маме.

    Ответить
    • Виктория Усольцева

      31 марта 2015 в 21:51

      Я с вами полностью согласна. Более чем. Убеждена, что мама — это лучший учитель для маленького ребенка. Только мама знает и чувствует своего малыша на 100%. К тому же мама — это не просто авторитет, а МАМА!
      Мы все выучили сами — цвета, формы, буквы, взаимосвязь предметов и т.п. Я вообще считаю, что это дела житейские. Ну как можно их не выучить?! Не в форме уроков, а просто общаясь со своим ненаглядным малышом. И алфавит выучили, и цифры, и язык вот иностранный учим (не потому что маме приспичило, а ввиду переезда), и арифметикой занимаемся, а наш папа ведет с дочкой разговоры на темы из области теоретической физики и дочь просит «поставить ей планеты» на компьютере, тыкает в них мышкой и задает миллион вопросов )))
      Зачем нам расписание и курсы у чужих теть…

      Ответить
  2. Татьяна

    31 марта 2015 в 21:23

    Согласна с предыдущим комментарием. До 3-4 лет нет ничего такого, чему я не в состоянии научить сама. Все развивашки с 0 — прикрытие мамами собственной лени.
    И да, основное познание окружающего мира для полуторогодовалых пупсов — двигательная активность, так что лет до 5 планирую двигаться в спортивном направлении!

    Ответить
    • Виктория Усольцева

      31 марта 2015 в 21:53

      Вот именно — собственной лени. Согласна с вами. К тому же, это ведь просто невозможно приятно — творить вместе со своим ребенком! Я бы не то, что полцарства за это отдала, а все целиком и парочку соседних в придачу )))
      Мы пошли на танцы в 3.5 года. Боже мой, я чуть не плачу от умиления каждый раз, когда вижу как эти малыши стараются! Такие маленькие, такие сосредоточенные, такие еще немножко неуклюжие — верх совершенства на мой материнский взгляд 🙂

      Ответить
  3. Ирина

    1 апреля 2015 в 19:39

    Если бы кто-то рассказал нашим прабабушкам и прадедушкам, что наступят такие времена, когда родители будут платить деньги за то, чтобы их детям объясняли, что после зимы наступает весна, арбуз больше яблока, а небо голубого цвета, они бы умерли от смеха. Простейший рецепт: отвечать на все вопросы ребёнка ( а не отмахиваться), задавать вопросы, вместе искать ответы, и тогда результат превзойдёт все ожидания. И не будет усталости от бесконечных «расписаний», когда придёт время школы.

    Ответить
    • Виктория Усольцева

      1 апреля 2015 в 20:26

      Я с вами полностью согласна. В первый момент, когда я увидела это жуткое на мой взгляд расписание, я немножко призадумалась — А может так и надо? Может быть я слишком безответственно отнеслась к этому вопросу?… Но уровень развития моей дочери говорил мне обратное. И сейчас, читая комментарии, с которыми я полностью согласна, я лишний раз убедилась, что совсем не зря не составляю метровых расписаний, не записываю ребенка на несколько иностранных языков и не отдаю денег чужим тетям за пересыпание фасоли на якобы развивающих курсах.
      Спасибо всем за мнения!

      Ответить
  4. Юлия

    10 июня 2015 в 15:34

    Присоединяюсь ко всему вышесказанному! Моей дочке почти 3 и мы тоже не ходим в кружки, все изучаем дома. И, действительно, был момент, когда я тоже думала, что может я не правильная мама, что может нужно как все водить ребенка на всевозможные занятия с 0. Но быстро отогнала эти мысли, потому что главное не количество кружков и даже не качество их проведения. Для каждой мамы важно понимать именно концепцию воспитания! Что в конечном счете вы хотите получить, какими именно знаниями должен обладать ваш ребенок?! А уже исходя из этого составляете для себя план, что можно дать ребенку дома своими силами, а что можно получить только на доп. занятиях вне дома:)

    Ответить
    • Виктория Усольцева

      10 июня 2015 в 17:29

      Скажу откровенно, что мне ужасно приятно видеть, что я не одна такая вроде как «неправильная» мама 😉
      Вот сейчас дочке почти 4 года (3 и 10), ходим мы на танцы. И что? Те дети, которые с полугода по всяким разным кружкам ходили, в свои 4 не знают ни одной буквы! А моя дочь подписывает собственноручно каждый свой рисунок. Однозначно, дело не в кружках.

      Ответить
      • Юлия

        12 июня 2015 в 09:26

        🙂 И мне очень приятно! Я думаю, что нет правильных или неправильных мам, есть результат — счастливые или не счастливые дети) У меня дочка тоже знает и буквы/цифры не потому что ее учили в кружках, а потому что ей самой стало интересно это — по-моему такой вариант гораздо качественнее. И еще, раз уж такое дело, пользуясь случаем, Виктория, не могу не отметить ваш рассказ на БМ про детей и гаджеты, вот прямо слово в слово мои мысли высказаны))

        Ответить
        • Виктория Усольцева

          12 июня 2015 в 21:03

          Юлия, спасибо!
          Что по поводу гаджетов, что по поводу детей, дело не в гаджетах и не в кружках, не в обиду никому, но все же в 99% случаев дело в родителях.
          Здесь, на мой взгляд, главная задача родителей мягко и ненавязчиво организовать досуг так, чтобы у ребенка была возможность познакомиться со множеством всего интересного, все попробовать, все применить в своей практике. И совсем не обязательно тратить на это большие средства, я для дочки первые буквы рисовала обычной шариковой ручкой и шли они на ура )))

          Ответить
          • Юлия

            13 июня 2015 в 19:39

            Виктория, абсолютно согласна! Когда Фрейд говорил, что все проблемы человека идут из детства, то, речь шла именно о родителях. Люди становясь родителями думают, что воспитывать нужно детей и вовсе не думают о своем воспитании в этом процессе. А ведь их роль наиболее важная в становлении личности ребенка.

            Ответить
            • Виктория Усольцева

              15 июня 2015 в 09:37

              Вот уж точно — надо начинать с себя. Мне кажется, что с рождением дочери я ТАК себя стала воспитывать, что никакое предыдущее воспитание не может с этим сравниться (ведь раньше я могла капризничать и «требовать» внимания). Но, став родителями, мы уже не можем себе позволить плохого настроения, депрессивных состояний, нервов и прочих капризов. Мы ответственны за своих детей и, я убеждена, должны демонстрировать им с пеленок любовь, уважение, взаимопонимание, терпимость и уверенность в себе. Тогда ребенок привыкнет к такой модели поведения, впитает ее и сам будет добрым, вдумчивым и спокойным. У меня же до рождения детей со всеми этими качествами было, прямо сказать, не очень хорошо. Поэтому, спасибо моей малышке за все уроки, которые я вынесла из нашего с ней общения! Не без шалостей, конечно, куда ж без них )))

              Ответить
              • Юлия

                15 июня 2015 в 14:43

                Подписываюсь по каждым словом! С рождением дочери, моя жизнь изменилась и я воспитываю себя, развиваюсь вместе с ней. Это здорово! Мы являемся первым примером для своих детей и это то, что на поверхности, а глубже — и семейные сценарии и ошибки.. Любовь к детям — это не только чувства, а и работа над собой. Счастливые родители = счастливые дети))

                Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля отмечены *